Доминанта Федора Усачева
Впечатления с выставки
Выставка во дворце Голицыных только открылась, а разговоров было уже столько, что хватило бы на целую книгу, — она вызвала настоящий ажиотаж. Как назвали, ось равновесия, что это значит, а сколько там художников, кроме Федора Усачева, да его новая картина, ты видел, совсем не в его стиле, но все равно класс, они работы без рам вывесили и прямо на лепнину, ты знаешь, знаю-слышал-знаю-видел…
Мы живо реагируем на насыщенные цвета, потому что общеизвестно, — цвет наиболее чувственный элемент любого произведения живописи. Он непосредственно обращен и апеллирует к зрительному восприятию и эмоциям человека. Основные цвета в колористике – красный, желтый, синий, зеленый делают живопись необычайно яркой и насыщенной.
Федор Усачев накладывает краску на холст большими яркими плоскостями чистых цветов, словно на детском рисунке. Пусть это не покажется банальным сравнением или общим расхожим местом, но это вызывает ассоциации с радикальным новаторством в работах французских фовистов начала прошлого века.
Я не говорю о прямых аналогиях, речь идет лишь об ассоциациях, но думаю, что именно они оказали влияние на его собственный стиль, который становится неповторимым и узнаваемым, безусловно его авторским стилем.
Если взглянуть на картины Федора глазами самого художника и увидеть мир его взором, то станет понятно, что именно количество и пропорции цветовых пятен формируют композицию каждой работы. Композиционное решение приходит, когда сливаются воедино фон и фигура, и если по замыслу автора растворить фигуру в интерьере, то распределение пятен цвета приобретает смыслоразличительную функцию, лицо становится неким магическим центром, выделяется из картины и притягивает к себе все внимание. Есть работы, которые решены двумя-тремя цветами, но создают впечатление полноцветных, сияющих всеми красками палитры произведений.
Значимость цвета в его работах возрастает еще и потому, что он всячески подчеркивает упрощенные геометрические, казалось бы напрочь лишенные объема, формы и пространства. Насыщенный мазок, ритмическая упорядоченность пространства, чрезвычайно эмоциональная передача сюжета – все это придает работам Федора особый художественный магнетизм. Сознательный уход от линейной перспективы и привычной комбинации тени и света усиливают этот эффект.
Цвет выполняет решающую роль в композиции и распределении линий в художественном пространстве его картин. Иногда невозможно постичь, каким образом из чистых цветов и таких простых форм рождается сложный глубокий насыщенный огромным количеством ассоциаций художественный образ. Наверное, это и есть настоящая тайна искусства.
Но по правде говоря, мне порой кажется, что художественная идея во всех его картинах рождается из прямо противоположного импульса – интереса к людям и жизни такого глубокого, что в нем умещаются все краски палитры, даже если выражено это двумя-тремя чистыми цветами. Ведь по сути, его картины ничего особого не требуют от зрителя, кроме гармонии с собой, и все, что нужно при их просмотре – это только приятно проводить время в окружении его образов.
Власть чистых цветов над человеческим зрением и их влияние чрезвычайно могущественны. Когда находишься среди работ Федора Усачева, особенно если их несколько в одном зале, как это было на выставке Ось равновесия во дворце Голицына, то возникает ощущение праздника и торжества. Несколько раз ловила улыбки на лицах зрителей, да и с моего лица улыбка не сходила, пока я была там.
Ума в красном платке, Девушка, завязывающая желтый узел, Девушка на картине Зеленый ковер – все это реальные люди, а не вымышленные персонажи, созданные воображением и фантазией художника. Это высоко художественные образы реальных женщин, которые рождаются из особого отношение автора к ним.
Необычна для характерной палитры и выбивается из общего стиля работа Художник и модель. Об этой завораживающей картине можно было бы написать монографию и посвятить ее тому, насколько бывает важен в картине каждый акцент и каждая деталь, что ничего нет лишнего в произведениях искусства. Это – яркое доказательство тому, что каждое произведение искусства становится доминантой союза модели и художника.
Принято считать, что поводом для произведения искусства настоящего художника может быть что угодно — мимолетный взгляд, любое событие, явление природы, даже впечатление от него, как, например, эмоции художника от извержения вулкана в работе Эдварда Мунка Крик. Творческим поводом для Федора Усачева служит сама жизнь.
Заглядывая в будущее, можно было бы предположить, что изменится цветовая палитра автора и даже стиль его картин, но что точно останется неизменным, это – сильный и глубокий интерес Федора к людям и явлениям жизни.
Картины Федора Усачева вы сможете увидеть и приобрести в галерее Aster Art Gallery.
Комментарии закрыты