Парадоксы творчества Владимира и Веры Лихачевых
Лихачевы Владимир Михайлович и Вера Михайловна окончили СПбГХПА им.А.Л.Штиглица по кафедре «Интерьер и оборудование» в 1986 году. С 1989 года художники активно выставляются в России и зарубежом. В 1991 году Владимир Лихачев был принят в Союз художников, в 1992 году членом Союза стала Вера Лихачева. Работы художников находятся в частных и общественных интерьерах в России и в других странах. Лихачевы успешно сотрудничают с известными архитекторами, создавая живопись, графику, текстильный дизайн для интерьеров. В том числе работа с архитекторами Санкт-Петербурга: Л.Тугариным, В.Ляпуновым, О.Ширинкиным, В.Хомутовым, С.Горловым, А.Соколовой. Вера Лихачева сочетает творческую деятельность с преподаванием, она профессор, преподаватель кафедры «Художественный текстиль» СПбГХПА им.А.Л.Штиглица.
Творчество Владимира и Веры Лихачевых представляет собой редкий феномен, в котором сочетается то, что на первый взгляд, кажется несовместимым. Во-первых, два художника много лет вместе создают уникальные целостные произведения искусства, с годами сохраняя и развивая свой творческий союз. Во-вторых, в их работах удивительно сочетаются самые различные художественные стили и техники. В-третьих, им удалось создать свой узнаваемый художественный почерк, в котором развиваются лучшие традиции российской художественной школы, и демонстрируется как их личное видение мира, так и авторское понимание значения искусства для современного человека.
Основные темы, разрабатываемые художниками в течение долгого времени: это этническая тема, тема Петербурга, натюрморты и ню. Отдельная страница их творчества – работы, создаваемые специально, для конкретных интерьеров. Уникальность авторского стиля Лихачевых связана с тем, что в каждой работе соединяются высокий профессионализм и два авторских мировидения: четкое композиционное мышление Владимира Лихачева и тонкое эмоциональное видение нюансов Веры. Владимир говорит, что все споры возникают, когда Вере кажется, что её ставят в жесткие рамки, предопределенные логикой композиционного решения Владимира. При этом, как утверждает художник, эти споры – важная часть творческого процесса, они позволяют художникам найти для каждой работы верное решение, правильную интонацию.
В своих произведениях художники мастерски сочетают различные стили и художественные техники: от атр-деко до индийской художественной традиции, от маньеризма до импрессионизма. Формально определить их стиль можно как постмодернистское развитие искусства арт-деко, в соединении с маньеризмом . Свобода постмодернисткого цитирования в их работах оборачивается интеллектуальной игрой, скольжением в различные эпохи и стили через призму авторского видения. Зритель может либо искать отсылки к интепретируемым стилям и артефактам, либо просто получать удовольствие от визуальных образов, созданных этими прекрасными художниками.
Целостность образа обеспечивается благодаря мастерской работе с художественными техниками, точности композиционного решения, уникальности эмоциональной трактовки каждого образа. Высокий профессионализм художников дает возможность создать у зрителя ощущение легкости, подлинности предлагаемого художниками мировидения. Постмодернистская интертекстуальность в их работах выглядит не намеренным усложнением, вербализацией визуального ряда, но органичной частью зрительного образа. Предлагая зрителю собственные прочтения различных живописных традиций, Лихачевы деконструктивируют их, раскрывая новые значения, актуализируют в новых, часто парадоксальных контекстах, а не формально следуют за источником вдохновения. В ряде работ интертекстуальность следует за тенденцией гламура, придавая образам несколько салонный характер.
Основа стиля Владимира и Веры Лихачевых – развитие художественной традиции, впитанной авторами в одном из наиболее известных художественных учебных заведений России – в Ленинградском художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной ( сегодня Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная Академия им.А.Л.Штиглица). В их работах присутствуют характерные знаки «мухинской школы» — декоративность, графичность, внимательная работа с композицией, двумерность пространства.
Художники практически не используют возможности воздушной и классической перспективы: в их работах можно увидеть традиции отображения пространства, характерные для раннего возрождения, для искусства Востока и для традиций Русского авангарда. Сочетание в одной работе плоскостного изображения и аксонометрии, использование нескольких точек зрения и разных ракурсов создает уникальный эффект многомерности образа, раскрывающегося зрителю постепенно.
Оставляя традицию как основу, художники идут дальше, свободно играя фактурами, имитирующими то батик, то фресковую роспись, то ковку или инкрустацию. Декоративность в сочетании с тонкими цветовыми нюансами, полутонами и тщательно прописанными деталями создает сюрреалистический эффект, иллюзию взгляда в другие миры.
Отдельная страница творчества Лихачевых – работы, создаваемые для конкретных интерьеров. Художники о своей миссии говорят достаточно скромно: « Интерьер не живет без искусства. Важнейшим принципом нашей работы считаем следование стилистике архитектора и пожеланиям клиента».
Если внимательно посмотреть на работы Лихачевых, то становится видно, что для создания таких уникальных работ одного следования чужим указаниям было бы недостаточно. Каждая их работа – это произведение искусства, представляющее зрителю новый опыт понимания мира, это талантливое развитие идеи, заложенной в решение интерьера, а не слепое подчинение заданным архитекторами и заказчиками условиям. Благодаря наличию собственного узнаваемого стиля, умению видеть развитие образа интерьера , в сочетании с высоким профессионализмом — сотрудничество творческого дуэта со многими архитекторами и заказчиками имеет долговременный характер.
Авторство:
Доктор культурологии, художник, дизайнер
Анна Демшина
Комментарии закрыты