Музыкальная шкатулка
Куратор Марина Щелокова
Цель кураторского проекта «Музыкальная шкатулка» – показать, что Василий Власов, как никто другой сумел воплотить в своем творчестве синтез искусств, к которому стремились многие художники. Музыкальность коллажей Василия абсолютно всесторонняя. Большая часть из них — циклы с нумерацией, названиями и структурой как у музыкальных жанров: композиции, сонаты, концерты, симфонии, увертюры, фуги…
Кроме весьма условных живописных тональностей в коллажах художника есть формирующие эти тональности обрывки цвета, осколки звуков и те изысканные сочетания тона, которые являют нам с вами их сложнейшую затейливую «аранжировку». В них есть свои тембры – шероховатый штрих, звучащий стежок, вибрирующий воздух, проступающие линии-мелодии. Есть своя шкала интенсивности цвета – полное соответствие звуковой громкости.
Многие коллажи уподоблены хоровым партитурам: например, в некоторых работах мощным басам внизу созвучен верхний голос, а связанные с ними яркие всполохи мелодии расцветают в мягко пульсирующем облаке средних голосов.
В некоторых опусах графики Василия Власова преобладают законы гармонии, но в большинстве своем они полифоничны: темы-линии-мелодии и части коллажей вплавляются друг в друга затейливо, послойно, разворачивая свои сюжеты с отражениями, удвоениями, сложными повторами, которые художник уподобляет времени, создавая свой собственный визуальный, графический таймер. Пространство и время становятся для него материалом, а приоритетная задача – сделать и пространство, и время особенными: звучащими, дышащими, живыми.
В триптихе «Графемы» общая тональность — чуть сумрачная, но светлая и прозрачная, в сторону надежды: это — фа-диез минор или ми минор. Звон каждого отдельного штриха дополняет звучание других, создавая согласие и гармонию звука, неповторимую мелодичность и живописную выразительность. В коллаже «Гора, лодка, море» — это «подсвеченное» звуками состояние или сюжет-прелюдия, где силуэт огромной горы, практически неразличимой в акварельном фоне, созданном морем и воздухом, и силуэт лодки лишь угадываются по коротким черточкам-ноткам тени. Лодка играет здесь доминирующую партию, исполняет соло, потому что совершенно исчезнет из вида, когда только солнце взойдёт повыше или окончательно исчезнет за горизонтом. И тогда море и берег явят нам свою плавную, ритмически организованную полифонию.
К синестезии, соединению цвета и звука, располагают Василия Власова как современная философско-интеллектуальная среда, которая его окружает, так и его природные способности. Его смело можно назвать синестетом. Василий может слышать цвета и видеть звуки, он — счастливый обладатель так называемого «цветного слуха». Он связывает определенные звуки, аккорды и тональности с определенными цветами. Так Власов – одновременно и художник, и композитор, а мы с вами – можем быть одновременно и зрителями, и слушателями. И яркий пример тому – наш проект «Музыкальная шкатулка».
Когда:
12 — 29 ноября 2024 г.
Место проведения:
ГИИ, Козицкий переулок д.5 с 11.00 до 18.00